Дислексией и дисграфией страдают люди во всех странах мира довольно часто. По статистике дислексией и дисграфией страдают почти 12% населения Земли.
Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки.
Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.– специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в проблемах совладением навыка письма, постоянно повторяющихся ошибках и часто сопровождает леворукость.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.
У детей, страдающих дислесией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.
Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.
Группы риска.
Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у:
- левшей и правшей, переученных из левшей,
- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы,
- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках,
- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки,
- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать,
- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык,
- детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.
Логопеды и специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если дошкольник плохо различает и произносит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.
Как распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.
У ребёнка есть дислексия если он:
1. с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),
2. читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,
3. пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги,
4. заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом),
5. заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),
6. не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил),
7. изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях),
8. неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье),
9. пытается угадать слово по нескольким первым буквам,
10. плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.
Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
О наличии дисграфии говорят такие ошибки:
- пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд),
- искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух),
- не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк),
- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки),
- добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно),
- замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски),
- слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)
- разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра),
- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки - конки),
- смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха).
- переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…,
- пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.
Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.
Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.
...продолжение следует..