Пособие для обучения чтению детей от двух лет. В набор входят 52 полых кубика с различным наполнением (деревянные или металлические детали, колокольчики), на гранях изображены отдельные буквы или их сочетания — склады; а также таблицы со складами, аудиоприложения с попевками и методические рекомендации по обучению чтению. Играя с кубиками, ребенок учится читать по складам, при этом задействуются зрительная, тактильная, слуховая, сенсорная память ребенка. Однако противники раннего обучения чтению считают методику Зайцева опасной для эстетического и духовного развития ребенка.
Что такое кубики Зайцева?
Это самодельные либо покупные кубики, на каждую грань которых нанесены в определенной последовательности склады – сочетания звуков. Кубики различаются по окраске и «звучащему» наполнителю – в зависимости от мягкости-твердости или глухости-звонкости изображенных звуков.
Обучение с помощью кубиков строится на основе сочетания слухового, вербального и зрительного восприятия. Ребенок видит склады, взрослый их прочитывает или пропевает, ребенок повторяет – и в результате запоминает как «выглядит» тот или иной звук.
В чем плюсы методики Зайцева?
Главный плюс – в ее доступности и универсальности. Родителям достаточно прочитать методичку, прилагаемую к кубикам – и они готовы стать учителями своего ребёнка. Методика позволяет учить ребенка читать «между делом», ненавязчиво и весело.
Во время занятий по кубикам Зайцева дети не ограничиваются в двигательной активности – они могут стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать. Обучение проходит не как скучное заучивание, а в игровой форме – во время игры любой материал усваивается эффективнее. Играя с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, повторяя за взрослым и пропевая их, дети быстро и незаметно для себя начинают сначала узнавать своё имя, имена близких, а потом начинают узнавать и прочитывать и незнакомые прежде слова. Учить писать буквы можно как одновременно с обучением чтению, так и после освоения этого навыка.
Что такое склад?
Склад по Зайцеву – это либо согласный звук; либо его сочетание с гласным звуком, мягким или твердым знаком; либо отдельный гласный звук. Например, в слове ПРАВДА два слога (ПРАВ-ДА), но четыре склада (П-РА-В-ДА).
По мнению Зайцева, такое членение звучащей речи наиболее фонетически оправданно и логично, а традиционное членение на буквы с целью их изучения слишком искусственно и лишь мешает обучению чтению.
Во сколько лет оптимально начинать обучение чтению?
Это настолько индивидуально, что назвать точный возраст не представляется возможным. Главное мерило – осознанный интерес ребенка к письменной речи: к написанным словам, к тексту вообще. Некоторые дети проявляют такой интерес в два года, некоторые – после трех, а то и четырех лет. Когда дети начинают спрашивать: «Что здесь написано?», «Что это за буква?» – интерес явно назревает, и можно задуматься о начале обучения.
В каждом возрасте — свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения. Можно приступать к занятиям в начале овладения устной речью. Это дает необыкновенный толчок в речевом развитии и незаметное, естественное овладение навыком чтения. Ребенок сразу воспринимает «правила игры» — что все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два «образа» слова одновременно.
В три года, как правило, возникает первый актуализированный интерес и, если его поддержать, обучение дает неплохие результаты. В 4,5–5 лет ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать по-настоящему, он уже хорошо знаком с книжками и понимает, зачем нужно учиться читать. В этом возрасте обучение проходит максимально быстр
Какие главные ошибки при использовании методики Зайцева?
Главная ошибка – попытка слишком рано начать или насильно ускорить процесс. Чрезмерно раннее обучение чтению просто не нужно – даже научившись читать в два года, большинство детей все равно не смогут полноценно использовать этот навык, а если постоянно не поддерживать полученное умение, оно попросту забывается.
Однако нужно помнить, что ребенок может внешне не проявлять свой интерес к чтению – поэтому исподволь нужно постоянно стараться ненавязчиво заинтересовать его
Зависит ли скорость обучения чтению от возраста ребенка?
Конечно, на обучение маленьких детей потребуется больше времени. По наблюдениям специалистов по раннему развитию, в пять лет ребенок осваивает процесс прочитывания первых слов за три-четыре дня, навык чтения отрабатывает за два-три месяца; в четыре года – эти сроки удваиваются, в три – утраиваются. Но эти цифры весьма условны, и очень зависят от психической и интеллектуальной готовности ребёнка к чтению, от его интереса, и прочих индивидуальных особенностей.
Как закреплять полученные знания?
Если навык чтения у дошкольника не поддерживать, то через полгода ребёнок не вспомнит ни одной буквы. Можно писать ребёнку записочки, давать задания на бумаге, придумывать задания, где карточки со словами надо рассортировать по определенному признаку, издавать домашнюю стенгазету, оформлять и подписывать семейные фотоальбомы – это и интересно и полезно для поддержания навыка чтения.
Не вредно ли обучение чтению в раннем возрасте?
Ребенку до трех лет нужно много играть, а также много заниматься творчеством. Именно во время игры ребенок реализует свои фантазии, свои эмоции, свои впечатления, и даже свои проблемы.
По мнению многих психологов, ребенок обязательно должен пройти в своей жизни «дописьменный» период развития. А "Кубики Зайцева" слишком рано включают ребёнка в логику, в письменную речь. В процессе обучения чтению ребёнок активно развивает левое, «логическое» полушарие, а развитие правого «творческого» полушания замедляется. Ребенок становится слишком разумным, логичным, практичным. У детей с чересчур развитой логикой не раскрывается в полной мере их творческий и эмоциональный потенциал. И именно поэтому так много противников у методики "Кубики Зайцева".
Не может ли такой метод повредить ребенку в школьном возрасте?
В целом, если ребёнок полностью научился читать и перешёл на чтение книг, то у него не должно возникнуть проблем. Однако педагоги часто жалуются, что дети, обучавшиеся по Зайцеву, пропускают гласные при письме. Возможно, это происходит потому, что используя кубики, для написания слова, например, КАША, нужно выполнить всего два движения: поставить кубик КА, потом ША. Получается, что принцип сложения склада из двух букв не отрабатывается.
Так что, если родители обучают ребёнка по Зайцеву (особенно непосредственно перед школой), им нужно обратить на это особое внимание. И, научив читать, сразу надо учить писать – составлять слова из отдельных букв или же просто писать их на бумаге.
Используется ли методика Зайцева в государственных детских садах и школах?
Методика Зайцева используется в частных детских садах и школах, творческих центрах и студиях. В государственных садах, как правило, кубики Зайцева могут использоваться в качестве одного из элементов обучения, однако в провинции встречаются детские сады, работающие исключительно по этой методике.