Моя Лизонька - левша. И этот вопрос меня беспокоит всё больше. Нет, я не собираюсь её переучивать, просто сложно мне праворукой чему-то её научить. Вот сегодня ребёнок захотел научится чистить картошку.... Сначала я побырику научилась чистить картошку левой рукой, а только потом показала как это делать.
Вот и статья по этому поводу.
Что же такое леворукость? Нужно ли пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других?
Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей.
Формируясь еще во внутриутробном периоде развития, леворукость закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка. Толчками для превращения одного из полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между "правшами" и "левшами", вернее, "праворукими" и "леворукими" детьми. Как "праворукость", так и "леворукость" объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок - "правополушарный" левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина.
Все отмечают большие музыкальные способности "левшей", для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.
Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга ведет, как правило к нежелательным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест особенно по утрам. Кроме нарушений эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным не держанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
-Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным' с ним.
-Создать благоприятный климат для него в семье.
-Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
-Принять, как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже разновидность нормы.
-Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться "приготовить" вундеркинда.
- Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
- Любить его таким, какой он есть.
- Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:
1)Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).
2)Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
3)Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
4)Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
5)Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
6)Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
7)Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
9)Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Иногда до 3-5 лет у детей наблюдается обеерукость, когда они используют в играх и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой либо из них. В этот период еще доступны осторожные попытки обучить ребенка праворуким действиям, особенно если в результате вышеописанного тестирования выявлен ведущий правый глаз. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо остановить.
Особенно беспокойство о леворукости ребенка возникает у родителей перед поступлением в школу. Поэтому в возрасте 5-6 лет проводиться более подробная диагностика леворукости. Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.
Большой деликатности требуют воспитательные беседы с леворукими детьми. Очень важно объяснять им вред стеснения и маскировки леворукости. Следует помогать преодолевать ребенку чувство мнимой неполноценности.
Таким образом, родителям следует всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка комплексов неполноценности. Воспринимайте его таким, какой он есть, и тогда леворукость не превратится в проблему!