Тест „Лесенка”
(„Десять ступенек”)
Хотите узнать самооценку вашего малыша? Это очень легко сделать с помощью теста „Лесенка”. Использовать его можно, как только ребёнку исполнится 3 года.
Нарисуйте или вырежьте из бумаги лесенку с десятью ступеньками. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят капризные, молчаливые, невоспитанные мальчики и девочки, на второй – более спокойные и весёлые, на третьей – ещё лучше, и так вплоть до девятой. А вот на самой высокой ступеньке стоят самые умные, самые добрые, самые воспитанные детки, которые умеют дружить. Важно, чтобы малыш правильно понял расположение детей на ступеньках, поэтому можно у него об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куклу. Вот вы и выполнили задание, остаётся сделать выводы.
• Если ребёнок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
• Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
• А если – на 8-ю, 9-ю, 10-ю, то самооценка завышена. Для дошкольников немного завышенная самооценка считается нормой. Об очень завышенной самооценке можно говорить, если ребёнок постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
Что же делать, если самооценка вашего ребёнка неадекватная (очень завышенная или заниженная)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое новое обращение к малышу, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи или поражения – всё это влияет на отношение его к себе. То есть мы можем помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у детей
• Заниженная самооценка проявляется чаще всего у тех детей, которым кажется, что родители их недолюбливают. Присмотритесь к своему малышу, возможно, ему не хватает тепла, понимания. Ваши объятия, поцелуи и ласковые слова помогут ему увереннее чувствовать себя в этом мире.
• Не оберегайте ребёнка от ежедневных дел, не старайтесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт комнатные растения, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним задач, которые ему не под силу, до выполнения которых он ещё не дорос.
• Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам кушать с помощью ложки, возможно, и не нужно каждый раз его за это хвалить. Однако если у него вышло поесть аккуратно, не размазывая кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
• Поощряйте детскую инициативу.
• Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность к успехам и неудачам. Сравните: „У мамы немного не получился пирог, но ничего, в следующий раз надо будет положить больше муки” / „Ужас! Пирог не получился! Больше никогда не буду его печь!”
• Не сравнивайте малыша с другими детьми. Сравнивайте его с самым собой (тем, которым он был вчера или будет завтра).
• Не бойтесь искренне любить своего малыша и показывать ему свою любовь!
Тест „Рисуем дерево”
Этот тест поможет вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения, черты характера вашего малыша, его степень эмоциональности и фантазии.
Попросите ребёнка нарисовать дерево. Не вмешивайтесь в процесс, не помогайте советами. После того как рисунок будет закончен, внимательно рассмотрите его.
Первое впечатление
Первое впечатление чрезвычайно важно. Какие эмоции у вас вызывает рисунок: грусть, радость, покой, восторг, ощущение чего-то энергичного или наоборот? Какой рисунок: реалистичный или нестандартный, яркий или бледный, цветной или однотонный? Ваше первое впечатление от рисунка передаёт внутреннее состояние ребёнка.
Цвета
Цветная гамма рисунка раскрывает интеллектуальный и эмоциональный мир ребёнка. Если малыш выбрал стандартные для данной темы цвета, то это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития, адекватном и реалистическом восприятии действительности. Нестандартные цвета дерева свидетельствуют об оригинальном мышлении и бурной фантазии.
Если малыш изобразил дерево, используя лишь один простой карандаш, это говорит о его низком интеллектуальном уровне. Хотя иногда это может свидетельствовать и о плохом настроении во время рисования. Ребёнок, который использует серые цвета, скорее всего, эмоционально подавлен и, возможно, имеет проблемы с памятью.
Ствол
Он символизирует внутренний стержень ребёнка, его личностный потенциал. Прямой и ровный, правильной формы ствол говорит о том, что малыш уверен в себе, спокоен, здравомыслящ. Если ваш маленький художник нарисовал основу ствола, расширенную влево, то он мечтатель, не очень решительный. Основа ствола, расширенная вправо, свидетельствует о чрезмерной рассудительности, целеустремлённости и даже упрямстве в получении желаемого. Округлая и расширенная в обе стороны – о медлительности ребёнка, ответственности и надёжности. Ствол, закрытый кверху, говорит об импульсивности, несформированности абстрактного мышления.
Крона
Эта деталь дерева расскажет об энергетическом потенциале ребёнка. Если крона похожа на тучу, то это свидетельствует о высоком уровне самоконтроля у малыша, осторожности в делах. Крона-круг – о спокойствии, самодостаточности, возможно, эгоцентризме. Крона с завитками говорит о жизнерадостности, богатом энергетическом потенциале, чувстве юмора. Крона с „каракулями” или заштрихованная – о тревожности, напряженности, неумении сосредоточиться, нерешительности.
Тест „Рисунок семьи”
Этот тест поможет вам заглянуть в душу ребёнка и понять, чем он живёт, что его беспокоит, комфортно ли ему в семье и как он относится к родным. Предложите ребёнку нарисовать семью. Не следует давать какие-то указания или уточнения. Не подсказывайте, кого рисовать.
Результаты теста
1. Если на рисунке нет кого-то из членов семьи – это свидетельствует об отсутствии у ребёнка эмоционального контакта с этим человеком.
2. Отсутствие самого автора рисунка свидетельствует о его трудностях в отношениях с близкими.
3. На рисунке – выдуманный член семьи? Это означает, что ребёнок не получает достаточного внимания, хочет быть кому-то нужным.
4. Чем авторитетнее в глазах малыша человек, тем больше он на рисунке.
5. Если ребёнок изображает себя очень маленьким, размещённым в уголке листа,– у него заниженная самооценка, и наоборот.
6. Малыш изображён в центре, между папой и мамой, или же на первом плане – значит, ощущает себя нужным, ему уютно в семье. Если же нарисован отдельно от других или на заднем плане – это признак ревности, неблагополучия.
7. Расстояние между изображёнными членами семьи и ребёнком свидетельствует об их эмоциональной близости.
8. Части тела.
Самого умного, по его мнению, члена семьи малыш изображает с большой головой.
Персонажи с большими глазами воспринимаются ребёнком как нуждающиеся в помощи.
Люди с большими ушами – это те, которые слушают окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нём говорят.
Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рот вообще отсутствует или изображён в виде чёрточки – человек, как считает малыш, скрывает свои чувства, не может высказаться или влиять на других.
Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит о коммуникабельности. Короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения.
Правая нога символизирует опору вне семьи, а левая – в семье.
9. Цветная гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребёнок рисует самых близких ему членов семьи или себя, и наоборот.
10. Солнце на рисунке – символ тепла и защиты. Люди и предметы, которые находятся между малышом и солнцем,– это то, что мешает ему ощущать себя защищённым.