Всем здравствуйте. Меня зовут Алена.
Сразу же хочу сказать, что очень благодарна Оле за организацию этой поездки. В этот детский дом я ездила уже 2 раза. Так что могу рассказать подробно об этом учреждении и воспитанниках. Но для начала, хочу с Вами поделиться эмоциями моей подруги Маринки, которая очень хорошо написала о нашей поездки:
" - Она учит нас жизни…
Эти слова принадлежат родителям маленькой девчушки, которая родилась с умственными отклонениями.
Родители не воспитывают ее, не живут вместе с ней. Они не смогли справиться с собой, услышав страшный диагноз – детский церебральный паралич. Тем не менее, они проявляют интерес к ее жизни и время от времени проведывают ее в детском доме для умственно отсталых деток, где она теперь живет.
Такова история многих девочек, которые живут и воспитываются в этом детском доме.
Мы решили съездить туда и помочь деткам. Помочь, кто чем может, кто - одеждой, обувью, игрушками, книгами, а кто – просто денежкой.
Мы не являемся членами какой-то благотворительной организации. Мы не занимаемся благотворительностью постоянно. Для многих это впервые.
Мы все разные, с разными профессиями, со своими семьями, радостями, печалями, проблемами. Но нас объединила одна цель – подарить детям радость, сделать что-то хорошее для них. Бывает такая потребность помочь другим…
В преддверии новогодних праздников, как раз после Дня Святого Николая, мы и решили ее осуществить. Собрали вещей, на собранные деньги купили фруктов, сладостей и всего того, в чем нуждается этот детдом.
5 машин и нас чуть меньше двадцати человек…
3 часа пути по заснеженной трассе в одну сторону…
И вот мы здесь.
В 2008 году этому детскому дому исполнилось 40 лет. Тут воспитываются девочки с умственными, физическими и психофизическими отклонениями, от 4-х до 35 лет. Еще месяц назад, они могли оставаться тут только до 25 лет, но этот возрастной ценз продлили.
Поэтому теперь это уже скорее детский и молодежный дом.
Чем же они занимаются здесь? Как проводят свое время?
Главная воспитательница подробно нам все рассказывает.
Основное внимание при воспитании детей уделяется ранней реабилитации девочек, ведь, зачастую, они поступают сюда без элементарных знаний и привычек. Не могут сами одеться, покушать, не могут читать, писать…
С детьми, кроме воспитателей, занимаются дефектологи (работают над дефектами речи), логопеды, психологи. Хотя, по сути, каждый человек, работающий с этими девочками, является, прежде всего, психологом. Иначе просто не получится найти с ними общий язык. Они ведь особенные. У каждой свой внутренний, хрупкий мир. Да и без любви к своему делу тоже не справиться.
(Эта любовь читается в глазах женщины, которая с нами разговаривает, ведь она работает здесь с 1978 года).
Итак, в 12 лет девочки начинают работать в лечебно-производственной мастерской. Их потихоньку готовят к трудовой деятельности. Они учатся вышивать, вязать, рисовать, шить…
В детдоме существует постоянно функционирующая выставка их работ. Многие работы вызывают просто недоумение – ну как можно связать такой свитер с таким сложным рисунком, имея такие отклонения в развитии? Или как можно рисовать, держа кисточку…зубами (ручки и ножки недоразвиты)?
Поневоле, вызывает восхищение такое трудолюбие и стремление «быть как все».
С 18 лет девочек привлекают к трудовой терапии.
Их обучают мало-квалификационным профессиям – уборщица, дворник, санитарка, швея (шьют несложные виды одежды по готовым выкройкам). Они также работают с бумагой – делают аппликации, ритуальные венки. Раньше они производили бумажные кульки для аптек, но, с появлением пластиковых пакетов, такой труд потерял своего потребителя.
Отношения между девочками складываются особенным образом. Старших учат заботиться о младшеньких. Когда прибывает новая маленькая девочка, старшие девочки, своего рода, соревнуются в том, кому доверят присматривать за ней. Это является почетной миссией для них.
Воспитанники этого детского дома поддерживают связь с местным Центром творчества детей и юношества. В апреле каждого года проводят совместные концерты, а ко дню инвалида устраивают фестиваль самодеятельности у себя. Девочки так же участвуют в «конкурсах красоты» и ни одна из них не остается без почетного титула «мисс дружелюбие», «мисс искренность»…Разговоры о таких конкурсах еще долго звучат в коридорах детдома.
Кроме всего прочего, два раза в год девочки проходят комплексное медицинское обследование.
Территория детского дома разделена на отдельные участки и закреплена за определенными возрастными группами, которые ухаживают за ней - подстригают траву, ухаживают за цветами и т.п. Есть и свой небольшой огород, на котором выращивают овощи. Дети принимают непосредственное участие в такой хозяйственно-бытовой деятельности.
Таким образом, в воспитании таких деток, главный акцент делается на их социальной адаптации и трудовой реабилитации.
На данный момент в детском доме воспитывается 99 девочек, но не все они являются сиротами (14 являются полными сиротами, а 28 - лишены родительского воспитания). Время от времени к ним приезжают родители, но не часто…и не ко всем… А они мечтают об этом, мечтают о маме…
Когда-то здесь воспитывалось и 200 детей, но, в связи с отсутствием тут работы, семьи предпочитают воспитывать таких «особенных» деток дома, Они получают от государства деньги на их содержание, что позволяет таким семьям существовать без основной работы и ухаживать за детьми. Но не всем деткам дома уделяется такое внимание, как в детдоме. Не всем родителям хватает терпения и сил научить их читать, рисовать, многие ограничиваются простыми навыками по самообслуживанию. А этого мало.
Мы стоим и с нескрываемым интересом смотрим на мини-концерт, который нам приготовили воспитанницы детдома.
Вот танцует девочка с явными признаками болезни Дауна, но как же она старается!
Вот девочка, которая очень точно рисует портреты, но говорить совсем не умеет. Только выражается знаками.
Вот девочка на инвалидной коляске. Ножки и ручки ее совсем не развиты, она ими вообще не пользуется, но рисует. Очень красиво рисует. Зубами держит кисточку. У нее такие взрослые глаза и она держится с таким достоинством. Совсем взрослая, хотя на вид ей не больше 9 лет.
Вот декламирует стихотворение о Святом Николае еще одна воспитанница. Какие у нее чистые и искренние глаза! Она подходит ко мне и без тени стеснения спрашивает мое имя, сколько мне лет, от куда я приехала. Я отвечаю, но потом отвожу глаза. Ну не могу я выдержать этот полный неподдельного интереса ко мне взгляд! Не могу!!! Она вскользь упоминает о моем адресе, и я тут же меняю тему. Я не могу ей его дать, я знаю, что я не способна на такую дружбу, но и обидеть ее не могу, не могу дать ложный адрес. Она ведь будет писать и надеяться на ответ. Я не могу разочаровывать ее.
А вот Нина. На ней красивое платье и, в отличие от других девчонок, у нее длинные волосы, собранные в хвостик на боку. У нее косые глазки и кто знает, какие еще отклонения (я не уточняю), но когда она танцует… хотя ее движения просты, в них столько ритма, энергии что ли… Мы все поражены.
После нескольких своих танцев она подходит ко мне и обиженно спрашивает почему я не обратила на нее внимание, когда она мне махала рукой? Я отвечаю, что не видела. Она улыбается в ответ, становится рядом и обнимает меня за пояс. Я чувствую такую нелепую неловкость, но обидеть ее просто не могу. Я тоже ее обнимаю. Она такая ласковая! Так мы и стоим дальше обнявшись.
А вот еще одна красивая, стройная, длинноволосая девочка. Она танцует нам несколько танцев. Красиво танцует, с самоотдачей. Но она плохо слышит…
Концерт подходит к концу. Мы благодарим деток. Желаем воспитательницам сил и терпения и покидаем этот детский дом.
Уезжаем каждый с надеждой на то, что мы смогли подарить детям радость, внести в их жизнь немного больше радости, чем это бывает обычно, немного больше сладостей, немного больше красивых вещей, немного больше разнообразия.
Такие дети учат нас жизни…
Об этом я думаю по дороге назад. Все мои мечты «о высоком» и мои достижения кажутся ничем по сравнению с тем, что делают эти дети каждый день. Вопреки своим страшным диагнозам, они учатся ходить, учатся разговаривать, читать, писать и рисовать. Их не останавливают никакие отклонения. Они учатся жить в нормальном мире, который нам часто кажется совсем ненормальным. Они учатся любить и готовы искренне дарить свою любовь всем людям, которых встречают на своем пути. Они не лукавят, они открыто смотрят в глаза другим.
Как много среди нас, нормальных, таких, которые так же могли бы смотреть в глаза другим людям?
Я рада, что все-таки решилась, не смотря на свой первичный страх, поехать в этот детский дом.
Я вдруг резко осознала насколько мой мир хорош - родители, которые меня любят, любимый здоровый муж, своя квартира, любимая работа (да, все-таки любимая), друзья, которые меня поддерживают в трудные минуты или просто радуются вместе со мной, учат меня чему-то новому, и даже кошка, которая любит меня только тогда, когда голодна. Все это дорого мне и любимо. Но, порой, я забываю об этом.
Как же все-таки часто мы все этой «нормальности» просто не замечаем, не ценим…
Цените то, что имеете и тех людей, которые вас окружают!"
Видео с поездки можете посмотреть здесь http://www.vimeo.com/3987213
и фото: ://alekssandro.livejournal.com/4437.html#cutid1